Предотвращение компьютерной зависимости

ЭКРАННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Мы с вами живем в непростой век всеобщей информатизации, компьютерных технологий, и господства всезнающей  сети. Компьютеры стали необходимой принадлежностью офисов, медицинских учреждений, школ и прочно вошли в наш быт. Современные дети, кажется, «уже рождаются с умением пользоваться компьютером и другими гаджетами».

С одной стороны это хорошо: виртуальный мир сегодня оказался, по сути, главным источником информации, не нужно идти в библиотеку и стоять перед полками в магазине. Современная школа так же отходит от привычных моделей обучения, когда школьнику даются готовые знания. Чтобы получить знания, ребенку нужно самому научиться добывать информацию. И в данном случае Интернет становится просто необходимым способом для образования. Но с другой стороны, многие специалисты ведут речь о появлении «синдрома интернет-зависимости», когда человек «поглощается» информационными, игровыми и иными видами компьютерной деятельности, теряет чувство реального времени, зачастую уходя от реальности в мир виртуальный. Этому недугу сегодня подвержены и взрослые, и многие дети, причем разных возрастов.

Общение по Интернету  не проходит даром, ни для взрослых, ни для детей. В сети человек чувствует себя спокойнее: здесь думать о внешности и всем остальном не надо, поэтому коммуникативные  и другие умения не имеют значения. Справедливо отмечают, что для некоторых это место, где можно отдохнуть и сбежать от реальной жизни, можно сказать все, что вздумается, не заботясь об ответственности.

Компьютерные игры затягивают. Дети, прибегая домой, буквально бросаются за компьютер, зачастую забыв про обед для себя, уроки или помощь по дому. Интернет, к которому вырабатывается нездоровое пристрастие, как, например, в случае с компьютерными играми, поглощает все время и все мысли человека.

Наибольший урон учебе, карьере, дружеским и семейным отношениям наносит увеличение времени, проведенного в онлайн, и, как следствие, оттеснение реальной жизни на второй план.  Сеть в этом ряду занимает свое особое место. Сеть не вызывает физиологической зависимости, но вызывает психологическую, особенно у детей и подростков.

Согласно данным последних исследований, уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях. Они уже не преодолевают трудности и не борются с несправедливостью, а уходят в  свой, виртуальный мир, где они могут быть кем угодно – принцем, рыцарем, героем и даже нежитью. Ребенок олицетворяет себя с ними и если персонаж злой – начинает испытывать аналогичные ему агрессивные чувства, это меняет его восприятие себя, мира и других людей. Под влиянием игр, эксплуатирующих образ «чудовища» формируется тяга к безобразному и демонизация сознания.

«Игры – стрелялки» тиражируют образ смерти: разрушение, насилие и уничтожение живого становится обыденным явлением. Ребенок становится эгоистичным, черствым и жестоким. Исследования показали, что уровень агрессии у подростков, играющих в «игры – стрелялки», сравнялся с показателями заключенных рецидивистов.

Проблема  игромании в России  с каждым годом  становится острее.  Среди пациентов клиник особенно много мальчиков. Агрессивность и инстинкт охотника, свойственные мужской натуре, разрастаются на благодатной почве компьютерных игр. А еще игра – это сильные ощущения. Поэтому именно дети, которым в жизни не хватает позитивных эмоций, чаще всего становятся жертвами компьютера.

Виртуальный мир дает искаженное представление о мире реальном. Так, игрок усваивает, что можно прыгнуть с большой высоты и не разбиться. Можно войти в огонь и не сгореть. И мчащаяся на полном ходу машина в виртуальном мире не опасна. А в итоге ребенок привыкает не особо реагировать на такую же машину в мире реальном.

Конечно, физический вред здоровью, приносимый интернет-зависимостью, не так очевиден, однако риск для здоровья при использовании Интернета заметен. У человека возникает тенденция засиживаться в Интернете по ночам. Зависимый человек обычно встает позже остальных и использует Интернет до двух, трех часов ночи, после чего, например, до шести утра делает необходимую работу. Бессонные ночи, употребление кофе и других тонизирующих средств способствуют появлению постоянной усталости и ослаблению иммунной системы человека. После этого вероятность какого-либо заболевания резко повышается.

Вдобавок, сидячий образ жизни может привести к возникновению проблем с позвоночником, а неправильное освещение в ночные часы – к различным заболеваниям глаз.

Еще одним следствием зависимости от Интернета является состояние депрессии без компьютера. Зависимый становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить его использование Интернета. Скрывая свою зависимость, интернет-зависимые начинают лгать о количестве времени, проведенном в Интернете.

Притупляются познавательные  и социальные интересы ребенка, снижается учебная мотивация, падает успеваемость и сворачиваются дружеские контакты.

А сейчас попробуем выяснить что же способствует формированию интернет–зависимости.

Причины формирования интернет–зависимости:

Первое и необходимое условие формирования любой зависимости – чувство внутренней тревоги и чувство неудовлетворенности. Есть два пути для выхода из состояния тревоги: человек либо становится агрессивным, либо стремиться «уйти». А уйти можно в алкоголизм, наркоманию, религиозные секты, наконец, в игру… В компьютерной игре человек может одновременно и «выплеснуть» свою агрессию на виртуальных персонажей и укрыться от безрадостной для него реальности. Но откуда возникает повышенная тревога и неудовлетворенность? Часто поводом становятся проблемы в семье, недопонимание между родителями и ребенком, «заброшенность» детей, завышенные требования, которые предъявляют к ребенку взрослые.

Второе условие формирования игровой зависимости – удовольствие. Во что бы человек ни играл, в солдатики или «стрелялки», во время игры происходит выброс адреналина. А если он еще и побеждает, организм вырабатывает гормоны радости – эндорфины. Это чувство хочется испытывать вновь и вновь, а для этого нужно повторить игру. Так возникает зависимость. Поэтому именно дети, которым в жизни недостает позитивных эмоций, чаще всего становятся жертвами компьютера.

Причем, компьютерная зависимость формируется очень быстро (достаточно полтора-два месяца!) и в дальнейшем оказывает огромное влияние на развитие личности, особенно детской.

Все мы, наверное, играли в компьютерные игры или пробовали вытащить мягкую игрушку из автомата. Но почему одни становятся игроманами, а другие – нет? Во многом это зависит от особенностей характера человека.

Группа риска:

– подростки, полагающие, что от них мало, что зависит в жизни. В неудачах они винят других или коварное стечение обстоятельств. Мечтают о чуде, которое избавит их от любых проблем. Не прикладывают усилия для достижения цели или бросают начатое дело на полпути. Необходимо воспитывать в детях ответственность, настойчивость, решительность.

– подростки с низкой самооценкой, которые с помощью игры стремятся самоутвердиться; либо почувствовать себя героем-победителем в виртуальной битве, либо выиграть огромную сумму денег. Повышайте самооценку ребенка, всегда найдите, за что его похвалить, помогите быть успешным.

– подростки с высокой степенью внушаемости (т.е. готовностью подчиниться чужой воле), которым не хватает самостоятельности, решительности. Воспитывайте в ребенке самостоятельность, критичность к рекламе, поощряйте  и поддерживайте его инициативу, поменьше критики и скепсиса в его адрес!

– если ребенок не контактен, у него мало друзей, часто бывает одинок. Такие дети часто компенсируют недостаток реального общения  виртуальным. Помогите этим  детям  в налаживании реальных отношений.

– дети, мечтающие стать лидерами, но так и не ставшие ими. Именно они могут сутками просиживать за компьютером, воображая себя властителями галактик. Им непременно необходимо помочь реализовать их потенциал: поддерживать любые их начинания, развивать их таланты и способности.

– дети, испытывающие эмоциональное одиночество. Когда родители занимаются своей жизнью и мало проводят времени со своими детьми, не интересуются их жизнью.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в «мировой паутине»:

  • Не отправляйте детей в «свободное плавание» по сети. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения.
  • Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета, чтобы вовремя предупредить угрозы.

Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть:

  • Расскажите, что в Интернете, как и в жизни, встречаются и «хорошие», и «плохие» люди. Объясните, что если он столкнется с негативом от другого пользователя Интернет, ему нужно сообщить об этом близким людям.
  • Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью.
  • Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путем отправки SMS, – во избежание потери денег.
  • Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.

Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания ребенка в Сети:

  • Установите на компьютер программы родительского контроля (либо воспользуйтесь встроенными в Windows инструментами), а также антивирус.
  • Если ваш ребенок – учащийся младших классов и остается часто дома один, ограничьте время его пребывания в Интернете.
  • Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка.
  • Создавайте разные учетные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить ваши личные данные.
  • Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал подросток.

Правило 4. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей:

  • Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами.
  • Знакомьте всех членов семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете.

 

Для общего ознакомления, посетите данные сайты:

  1. Защита детей от интернет–угроз
    https://www.securitylab.ru/software/1423/
     
  2. Интернет-угрозы 
    http://ru-best.ru/ugroza.htm
     
  3. Статистика самых распространенных интернет-угроз в августе 2010 года  
    http://www.securrity.ru/articles/1082-statistika-samyx-rasprostranennyx-internet-ugrozax-v-avguste-2010-goda.html
     
  4. Как оградить детей от интернет-угроз?
    http://www.trud.ru/article/05-02-2010/236101_kak_ogradit_detej_ot_internet-ugroz.html

 

Материалы с сайта центра 

психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних

«Диалог»